Сценарий встречи поколений «Далёких лет святая память»
посвящается 25-летию создания международного союза
бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

 

Цель мероприятия:

Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма

у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.


Задачи:

1. Воспитание чувства уважения к поколению, перенесшему трагедию войны.

2. Воспитание чувства патриотизма на примерах судеб последних свидетелей войны 1941-1945 гг.

 

Место проведения: МОУ «СОШ № 73» Кировского района г. Саратова, актовый зал, 18.04.2013 года, 12.00 ч.

 

Оформление зала:

1. Мультимедийный проектор. Экран.

2. Демонстрационный материал (слайды с материалами о судьбах БМУ и о памятниках).

3. Аудиозаписи В. Поликаниной «Память», песни военных лет.

4. Цветы, гирлянды, шары.

 

Гости встречи: Бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, ветераны педагогического труда, педагоги школы, учащиеся из с. Тарханы Саратовской области, школ Кировского района.

 

Продолжительность встречи - 1 час 20 минут

 

(Перед началом торжественного мероприятия в зале звучат песни военных лет)

 

I. Встреча гостей – «живой коридор» детей.

II. Начало встречи.

 

Звучит фонограмма (отрывок из поэмы В. Поликаниной «Память»)

(Демонстрируются слайды на военную тематику)

 

Закрываешь глаза – открывается время.

Солнце прошлым лучом заполняет пространство.

Долго ищешь слова, начинаешь беседу –

И на всех языках говорит с тобой Память.

 

Опускаешься вниз по холодным ступеням,

Вниз – к реке незабвенья, где воды прозрачны.

Пьёшь из этой реки, преклонивши колени –

Обнимают тебя чьи-то лилии- руки.

 

И звучит, и звучит слуховое пространство,

И река чешуится серебряным светом,

Отражая тебя в чьей-то прожитой жизни

На поверхности ставших водой расставаний.

И болит, и болит беспокойное сердце,

И предчувствует в будущем те же потери…

А река заполняется – тонкие нити.

Настоящее с прошлым всегда неразлучно…

 

В сопровождении слайдов звучат слова:

 

Первый ведущий: Уважаемые ветераны, учителя, ребята, гости нашего праздника. Мы собрались сегодня на юбилейную встречу, посвящённую

25-летию создания международного союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

 

Слово предоставляется…

(после выступления гостей исполняется песня «Я люблю тебя, жизнь») (продолжается показ слайдов, на фоне которых идет текст)

 

Первый ведущий: дети войны… Они были на всех её дорогах. В партизанских отрядах и в воинских частях. Дети войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде.

Второй ведущий: Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах.

 

Третий ведущий: (на фоне кадров) «Женщины и мужчины! Братья и сёстры! Простите нас! Простите нас за то, что вы в юные свои годы безвинно приняли неимоверные страдания. И, хотя вы уже далеко не дети, мы глубоко убеждены – долги должны быть отданы, и каждому должно воздаться справедливой мерой по его жизни, судьбе и делам!»

 

Первый ведущий. Эти взволнованные слова прозвучали 20 лет назад, 22 июня 1988 года, в городе Киеве из уст известного писателя Альберта Лиханова с трибуны первой всесоюзной учредительной конференции бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

 

Второй ведущий: Так родилась Всесоюзная организация, о которой мечтали сотни тысяч «малолетних пленников», чьё детство было попрано войной в концлагерях и на оккупированных территориях.

Впоследствии она была переименована в международный союз. С тех пор минуло долгих 25 лет.

 

Третий ведущий: По праву памяти мы сегодня склоняем головы перед Великим подвигом ветеранов Великой Отечественной войны и перед мужеством и стойкостью непокорённых - бывших малолетних узников фашизма, чьё детство унесла война. Объявляется минута молчания.

Минута молчания! (метроном)

Звучит 1 куплет песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат»

 

Четвертый ведущий: Сегодня среди нас много почётных гостей. Мы хотим рассказать о тех, кто стоит у самых истоков общественного движения БМУ. Кто олицетворяет память, осуществляя тем самым связь поколений, кто был делегатом первой всесоюзной встречи в Киеве: Родина Адэлия Викторовна, Гундобина Елена Федотовна, Лотц Эльвира Сергеевна.

(Дети вручают подарки и цветы)

 

Первый ведущий: Осенний полдень. Немолодая женщина идёт, волнуясь на встречу с человеком, о котором прочитала в газете. Шла и билось тревожно её сердце, ведь их объединяет общая судьба – концлагерь «Алитус». Встретились, расцеловались в слезах, завели неторопливый разговор. И вдруг как огнём: Солдатенкова. Елена Солдатенкова! Леночка! В одно мгновение обе многое вспомнили, узнали друг друга. Оказывается, что жили не просто в одном городе, но и в одном доме на проспекте Ленина в Саратове. Солдатенкова, ныне Гундобина Елена Федотовна, сейчас среди нас. А вот о том, с кем она встретилась в далёкие 90-е годы, она нам сейчас расскажет.

 

Слово предоставляется Гундобиной Елене Федотовне

 

Второй ведущий: Ада Викторовна Родина пишет патриотические и лирические стихи. В стихах – вся её боль, боль израненной души ребёнка, которому не пришлось узнать материнской ласки: мать бросила малышку в 9-тимесячном возрасте, а судьба готовила ей новые испытания: в пятилетнем возрасте Адочка Хуторская попала в концлагерь «Алитус», где была маленьким донором. И не выжила бы она, если б не мужественная женщина из Любохны, Потачина Наталья Андреевна, которая, рискуя собственной жизнью, не вынесла еле живую Аду, брошенную в ров умирать.

 

Третий ведущий: Ада Викторовна Родина вот уже 25 лет возглавляет Саратовскую общественную организацию бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Кроме того, Ада Викторовна является заместителем председателя международного союза МСБМУ, заместителем председателя российского союза БМУ, членом коллегии Министерства социального развития Саратовской области.

 

Слово предоставляется Родиной Адэлии Викторовне.

 

Четвертый ведущий: Для вас звучит музыкальный подарок: песня «Березовый сок» в исполнении Чиниловой Ксении.

 

Первый ведущий: Почти 20 лет является председателем городского совета бывших малолетних узников фашистских концлагерей Антошкин Михаил Егорович. Михаил Егорович живёт в Саратове с 1958 года. За свою общественную работу награждён многими почётными грамотами и знаками, в том числе Почётной грамотой Священного Синода Русской Православной Церкви от Патриарха всея Руси Кирилла.

 

Слово предоставляется Антошкину Михаилу Егоровичу

Вручение цветов и подарка.

 

Второй ведущий: Для вас звучит музыкальный подарок: попурри на военную тему. (ЦДТ)

 

Третий ведущий: Сегодня у нас в гостях активисты Кировского района. Михеева Валентина Васильевна имела очень интересную должность – работала госповерителем центра стандартизации и метрологии. Мартынов Алексей Сергеевич. После войны судьба забросила его на Среднеуральский медеплавильный завод, где последние годы он работал заместителем генерального директора. Алексей Сергеевич по настроению пишет стихи. Бондаренко Владимир Александрович - член областного совета бывших малолетних узников фашизма.

(Дети вручают подарки и цветы)

 

Четвертый ведущий: с праздником вас, дорогие друзья. Для вас – вальс.

(ЦДТ)

 

Первый ведущий: Сегодня мы поздравляем Бойко Ефросинью Иосифовну - уроженку Николаевской области. Ефросинья Иосифовна прошла путь от технолога на пивоваренном заводе до управляющего трестом. Ермакову Александру Ивановну. Для Александры Ивановны Саратов стал второй Родиной.

Нестерова Владимира Сергеевича – ветерана вооружённых сил, подполковника в отставке. Владимир Сергеевич посвятил себя военной службе в знак благодарности и в память воинам – освободителям.

(Дети вручают подарки и цветы)

 

Второй ведущий: Для вас дорогие наши, звучит песня «Ты не печалься» в исполнении Дарьи Баяндиной.

 

Третий ведущий: Не растеряли жизнелюбия и оптимизма Анисимова Галина Михайловна, Мухрякова Анна Петровна, Урусова Вера Александровна

(Дети вручают подарки и цветы)

 

Четвертый ведущий: Для вас музыкальный подарок: песня «Облака» в исполнении Чиниловой Ксении и Гайратовой Зарины.

 

Первый ведущий: Тяжелые испытания в жизни только закалили нас: так считает Кендысь Пётр Серафимович, занимавший ответственную должность государственного контролёра Совета Министров по Саратовской области. Фёдорова Зинаида Андреевна увлекается рукоделием: вязанием, вышиванием. Кружилина Нина Степановна очень любит музыку, много лет пела в хоре ветеранов при центре «Милосердие» Кировского района.

(Дети вручают подарки и цветы)

 

Второй ведущий: Для вас выступает ансамбль «Ручеек» МОУ «СОШ № 93»

 

Третий ведущий: Много увлечений у наших гостей: вязание кружев, шитье, садоводство. С праздником вас дорогие Сапун Валентина Борисовна, Шатько Анна Александровна, Борисова Нина Петровна, Плюхина Татьяна Михайловна, Филиппов Юрий Федорович.

(Дети вручают подарки и цветы)

 

Четвертый ведущий: Для вас звучит песня «От Волги до Енисея» В исполнении музыкального коллектива МАОУ «Кристаллик»

 

Первый ведущий: Сегодня в этом зале убелённые сединами женщины и мужчины, кому посчастливилось выжить в нечеловеческих условиях.

Ветеранам Великой Отечественной войны, освободителям обязаны мы все и прежде всего те, чьё детство искалечила война. Низкий поклон освободителям.

 

Второй ведущий: Тищенко Анастасия исполнит песню «Не отнимайте солнце у детей»

 

Третий ведущий: А что же мы, мирное поколение? Как воздать должное мужеству непокорённых? Только памятью.

 

Песня «Память»

 

Четвертый ведущий: Дорогие друзья, ветераны. Мы готовы и дальше нести эстафету памяти мира и добра. Наш праздник подошел к концу. И сейчас мы приглашаем наших гостей на чаепитие.

 

МУЗЫКАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ПАМЯТИ НЕТ ОТБОЯ!»

 ПОСВЯЩАЕТСЯ 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

 


ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:

Воспитание исторической грамотности, чувства патриотизма и чувства ПАМЯТИ у подрастающего поколения по отношению к историческим событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 ЗАДАЧИ:

1. Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны.

2. Рассказать о судьбе бывших малолетних узников фашистских концлагерей – последних свидетелей войны 1941-1945 годов, об их мужестве, силе духа и непокорённости

3. Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:

1. Плакаты с символикой ВОВ и БМУ, постеры, детские рисунки – по периметру зала и на задней стене.

2. Оформленная сцена (флаги РФ и Саратовской губернии, плакаты, цветы, шары…)

3. Демонстрационный материал (слайды с материалами о ВОВ и школьном музее).

4. Аудиозапись с произведением Р. Шумана «Грёзы».

 ГОСТИ ВСТРЕЧИ:

ветераны ВОВ;

бывшие малолетние узники фашизма (БМУ);

представители министерства социального развития Саратовской области;

учащиеся;

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ – 1ч.30 минут

 (Перед началом торжественного мероприятия в зале звучат песни военных лет) (Звучит фонограмма: Шуман «Грёзы». На сцене двое ведущих)

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Все дальше мы уходим от войны. От раскатов, вздыбивших землю, от огня и черного

дыма пожарищ. От скорбных лиц матерей и плача обездоленных детей.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Все меньше на Земле тех, кто завоевал Священную Победу. И рассветы кажутся

не такими яркими, и тишина не столь спокойная и долгожданная. Это закономерно и понятно – 70 лет на нашей

земле мир.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Умеем ли мы беречь его? Задумываемся ли о его бесценности и беззащитности

Скорбим ли до сих пор о невероятных потерях, о тех мужественных героях, что «смерть попрали

смертию своей»? Или нам выгодно не помнить страшную правду о прошлой трагедии?

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Нет. Нам нужна Память. Пусть она будоражит умы, пусть она леденит наши сердца.

Именно она, Память, заставляет нас оглянуться: так ли мы живем? Именно она, Память, встанет на пути новой кровавой бойни и не допустит порваться связи поколений…

Чтецы:                          

Для трёх,

Для двух,

Для одного

Обиженного человека

Есть память лет,

А ПАМЯТЬ ВЕКА –

Для человечества всего!

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: уважаемые гости! По праву ПАМЯТИ мы сегодня склоняем головы перед мужеством и стойкостью ветеранов Великой Отечественной войны.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Перед Генералами и рядовыми, танкистами и пехотинцами, лётчиками и артиллеристами, матросами и связистами, медсёстрами и санитарами.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мы чтим мужество жителей блокадного Ленинграда. Преклоняемся перед взрослыми и подростками, ковавшими победу в тылу. Скорбим вместе с матерями и вдовами погибших.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Мы помним о замученных в фашистских концлагерях. и низко склоняем головы перед бывшими малолетними узниками фашизма, чьё детство унесла война.

ВЕДУЩИЙ – УЧИТЕЛЬ: По праву памяти разрешите торжественную встречу считать открытой.

(ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ)

 ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРЕРВАННАЯ ТИШИНА»

 День угасал, и ночь в права вступала.

Земля моя готовилась ко сну.

Пел соловей, кукушка куковала.

Заря зажгла полночную звезду.

Спала земля, спала моя Россия.

Детишкам снились радостные сны.

Бродила ночь в накидке тёмно-синей

Последней предвоенной тишины…

 МИЗАНСЦЕНА «22 ИЮНЯ 1941 ГОДА»

(Звучит музыка предвоенных лет. Из разных концов зала поочерёдно выходят три пары выпускников. Одна пара поднимается на сцену)

 ДЕВУШКА: Серёжка! Ты посмотри: кажется, уже рассвет наступает! Красота-то какая! Вот и окончена школа! Что там впереди нас ожидает? О чём ты мечтаешь?

ЮНОША: Ты знаешь, Танюша, я всегда мечтал приносить людям пользу. Пойду в медицинский

ДЕВУШКА: а ты, Андрюша, наверное, лётчиком будешь или открывателем новых земель? Ты ведь всегда мечтал о подвиге.

ЮНОША: Да, Валюша! Подвиг – это моя мечта. Настоящий, понимаешь, чтобы жизнью рисковать.

ДЕВУШКА: Ты совершишь свой подвиг, Андрей, обязательно. Я верю.

А я детишек люблю, таких маленьких, непоседливых. У них тысяча вопросов! Пойду в педагогический. Ой, «классики»

(Девушка прыгает на одной ноге по детским «классикам», вторая продолжает разговор)

ДЕВУШКА: А я ещё не решила, кем хочу стать. Мечтаю о простом женском счастье. Любить. Верить. Ждать любимого…

(Играет мелодия 40-х годов. Пары танцуют вальс. Вдруг музыка обрывается аккордами. Все замирают)

ТАНЕЦ БЕДЫ

(Девушка с чёрной накидкой в вихре танца обходит обе пары выпускников, на лицах которых смятение, тревога, обвевает их покрывалом. Уводит юношей. Девушки, застыв на месте, машут им вслед косынками.)

(Звучит первый куплет песни «Священная война» – как вариант «Ах, война, что ты, подлая, сделала».  На сцену поднимается юноша с цветами.)

 (НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ СЦЕНЫ РАСТЯГИВАЕТСЯ ХОЛСТ – «1941»)

ЮНОША С ЦВЕТАМИ:

Я шёл с цветами…

Было двадцать мне.

Такое утро. Не сидится дома.

По скверу, спотыкаясь, как во сне,

Навстречу однокурсник шёл знакомый.

(Навстречу торопливо идёт друг)

ОДНОКУРСНИК–Слыхал? Война!

ЮНОША С ЦВЕТАМИ: Сказал тревожно друг.

ОДНОКУРСНИК –Бомбили. Нет примера вероломней…

ЮНОША С ЦВЕТАМИ: Не помню, уронил цветы я вдруг

Иль бросил их в отчаянье.

Не помню.

(Часть цветов падает со сцены. Юноша решительно уходит)

(Слайды с кадрами начала войны) (Фонограмма песни Л. Ошанина и К. Листова «Дороги» – Звучит тихо)

ЧТЕЦЫ-ДЕВУШКИ:

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели

Отступали мальчики – пыльными степями.

Умирали мальчики, где – не знали сами.

Увидали мальчики – храбрые солдаты.

Волгу – в сорок первом.

Шпрее – в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа

(На сцену выходят пятеро юношей, одетых в гимнастёрки, и читают от имени погибших)

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ: Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, недолюбив,

Не докурив последней папиросы…

ВТОРОЙ СОЛДАТ: Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

ТРЕТИЙ СОЛДАТ    Жизнь

     Обещала.

            Любовь

                Обещала,

                        Родина?

ЧЕТВЁРТЫЙ   Разве для смерти рождаются

  Дети,

      Родина?

ПЯТЫЙ СОЛДАТ: Разве хотела ты

      Нашей смерти,

            Родина?

                 Тихо сказала:

                    «Вставайте на помощь…» –

         Родина.

(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли» – Звучит тихо)

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ: Наши очи померкли…  (поворачивается спиной)

ВТОРОЙ СОЛДАТ: Пламень сердца погас…

ТРЕТИЙ СОЛДАТ: На земле на поверке

Выкликают не нас…

Четвёртый: Нам свои боевые

Не носить ордена…

ПЯТЫЙ: Вам – всё это, живые.

Нам – отрада одна:

ПЕРВЫЙ: Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

ВТОРОЙ: Пусть не слышен наш голос –

Вы должны его знать.

(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли» – Звучит тихо.)

ДЕВУШКА: Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки –

Внуки, братики, сыновья!

(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли» – Звучит громко. Солдаты тихо уходят со сцены.)

ВЕДУЩИЙ – УЧИТЕЛЬ: Великая Отечественная война самая страшная в истории человечества. Война, втянувшая 61 государство, 110 млн. солдат. Сделала (0 млн. калеками. 55 млн. уничтожила – половина из них граждане бывшего Советского Союза.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: 1418 дней и ночей длилась война, за годы которой полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Гибли сыновья, дочери, братья, сёстры, мужья, жёны. Каждый четвёртый погибший – РЕБЁНОК

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Война – это горе. Война – это слёзы. Война – это смерть!

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Война и юность… Война и матери…и вдовы…Но самое страшное, самое бесчеловечное – это ВОЙНА И ДЕТИ.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Война вырвала из рук матерей младенцев. Война погасила радость в детских глазах. УБИЛА ДЕТСТВО.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: ДЕТИ ВОЙНЫ…Они были на всех её дорогах. В партизанских отрядах и в воинских частях. Дети войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: А можно ли представить детей за колючей проволокой концлагерей» Разум отказывается воспринимать подобное.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах. Дети-доноры. Дети-изгои. «Седые дети войны

ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «ДЕТИ ВОЙНЫ»

(Д.Шуман. «ГРЁЗЫ» (как вариант «Вокализ») – звучит на протяжении чтения стихотворений о детях войны)

 ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: О них, не увидавших солнца и неба, не услыхавших пения птиц…

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: О них, не узнавших вкус материнского молока, не сделавших ни единого шага…

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: О них, прошедших сквозь газовые душегубки и печи крематория фашистских концлагерей…

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: О них, безымянных, напоминаем живущим, потому что, если забудем такое, проклята будет наша жизнь!

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Да и можно ли называть жизнью то, что лишено Памяти?!

КОМПОЗИЦИЯ «ШЛА ДЕВЧОНКА ДОРОГОЙ ВОЙНЫ»

Маленькая девочка – дочь   в пуховом платке читает первое четверостишие и, медленно спускаясь со сцены, уходит в глубину зала. Взрослая девушка – мать в черном одеянии после чтения третьего четверостишия спускается с другой стороны сцены и уходит в противоположную сторону

ДОЧЬ: Разбросала война, по земле раскидала,

Разлучила, изранив сердца.

По дорогам войны дочка маму искала,

А дорогам не видно конца.

Уцелев, чуть живая, в кромешном аду,

Всё изведав в пути не по-детски,

Уцелела девчонка себе на беду –

Словно мстила судьба ей в отместку

МАТЬ: Разбросала война, по земле раскидала,

Обездолив детишек-сирот,

А дорогой другой мама дочку искала,

Вслед ей ветер шептал: «Не найдет» …

ПОДНИМАЕТСЯ ХОЛСТ «КОНЦЛАГЕРЯ»

(Звучит «Вокализ». На фоне музыки слова)

ЧТЕЦЫ: Ни месяца, ни звёзд,

Черна, аморфна ночь,

Лишь ржанка в темноте

Птенцов зовёт

Да тёплый дождь идёт, идёт…

 – Земля, о чём ты плачешь?

Дай ответ!

 – По детям плачу я

По тем, которых нет.

Нет покоя моей планете,

Пока слышен на ней

Детский крик!

КОМПОЗИЦИЯ «Я ОБВИНЯЮ»

(По центральному проходу медленно идёт девочка в стареньком платье, поднимается на сцену)

 – Откройте, я это стучу,

Стучу у каждого крыльца,

Невидима для ваших глаз:

Нельзя увидеть мертвеца.

Я в Саласпилсе умерла,

Года прошли, года пройдут.

Мне было пять и нынче пять –

Ведь дети мёртвые не растут.

Огонь мне волосы спалил,

Потом глаза заволокло,

И горстью пепла стала я,

И пепел ветром унесло…

Прошу Вас, но не для себя,

Не нужен мне ни хлеб, ни рис,

Не может даже сахар есть

Ребёнок, что сгорел, как лист,

Поставьте подпись, я прошу,

Прошу Вас люди всей Земли,

Чтоб сахар есть они могла.

(Звучит Песня «Саласпилс» (не полностью). Девочка медленно опускается на колени.

С другой стороны, на сцену поднимается вторая девочка)

 – И я имею право обвинить

За то, что не могу я жить

И что цветы цветут не для меня –

Меня сковала холодом земля,

Мне руки палачей сдавили грудь…

А я б хотела в небо заглянуть,

Хотела б звёзды посчитать

И быть любимой,

Но тяжек груз земли родимой.

Крупинка я замученных детей.

Я – только в памяти людей.

Я обвиняю Насилие! Зло!

Жестокость любых мастей!

И взрослых виню я.

Да, взрослых!

За то, что не сберегли детей!             (опускается на колени)

ЧТЕЦЫ: Дети войны – и веет холодом.

Дети войны – и пахнет голодом.

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских…седые полосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами, –

В Дахау, Лидице или в Освенциме?!

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали!

Дети войны – и боль отчаянна

О! Сколько надо им минут молчания...

ЦЕРЕМОНИЯ «РЕКВИЕМ»

(Звучит «Аве-Мария» Шуберта или «Лакримоза» Моцарта)

(Девушки со свечами из разных концов зала постепенно подходят к сцене. Две группы поднимаются на сцену и выстраиваются клином, опускаясь на колено) (Мелодия затихает)

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

 («Аве-Мария» – продолжение мелодии. Девушки со свечами медленно уходят) На сцене выстраиваются чтецы

ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «П О Б Е Д А! ВЕЧНО ЖИВЫЕ!»

Не было и горше нет войны,

Той, что завершилась в сорок пятом.

Мне слышны, да и тебе слышны,

До сих пор слышны её раскаты.

И сегодня в Памяти храня

Все, что было так неповторимо,

Проверяешь ты войной меня,

Ждёшь, чтоб возвратиться невредимым…

ПАМЯТЬ СЕРДЦА мне не остудить.

Снова обращаюсь к ней. И снова.

Что мне делать? Как мне дальше жить,

Если Память Сердца просит Слова?..

ПОДНИМАЕТСЯ ХОЛСТ «ПОБЕДА»

ПОБЕДА!

Во имя Отчизны – ПОБЕДА!

Во имя живущих – ПОБЕДА!

И не было гордости выше,

И не было доблести выше –

Ведь, кроме желания выжить,

Есть ещё мужество ЖИТЬ…

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли –

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли...

Они прикрыли жизнь собою, –

Жизнь начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава!..

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в Памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?..

Не всем достались ордена.

Но знаю: МАЯ миг изведав,

Всему народу

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Вручила орденом страна!

(Д. Хворостовский. «На сопках Маньчжурии») – (Постепенно убавить)

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ – Отпылало мировое пожарище, но дальнее эхо горя и Подвига «ради жизни на земле» отзывается в каждом сердце и поныне, напоминая и предупреждая: «Война прошла, но не дайте ей повториться!» В канун 70- й годовщины ПОБЕДЫ Поклонимся Великим тем годам!

(И. Кобзон. «Поклонимся великим тем годам» – 1 куплет)

Пусть рыдает оркестров тяжёлая медь,

Ветераны, отцы,

Вы – бессмертны по праву.

И Победе сиять!

И салютам греметь!

И грядущим певцам

Петь Вам ВЕЧНУЮ СЛАВУ!

(Звучит песня «Майский Вальс» – Выходят три пары и танцуют вальс.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ Мы поём Вечную Славу, и мы храним Вечную Память!

ТРЕТИЙ ВЕДУЩИЙ Мы должны нести эту Память как Святой Крест во имя живущих!

ЧЕТВЁРТЫЙ ВЕДУЩИЙ – Мы должны…

Нести свой крест – с Надеждой слиться,

Могущей сбыться в день любой.

Нести свой крест – не усомниться

В дороге, выбранной тобой.

На злой меже не оступиться –

И в неба купол голубой

Нести свой крест – не поскупиться

Ни на Добро, ни на Любовь.

И Память сотни раз поранив,

Дня не предать ни одного.

Нести свой крест – всё знать заранее –

И не отречься от него!

(На последние слова на сцене выстраивается детский хор)

Ведущий благодарит всех за внимание и закрывает мероприятии

  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Обелиски: Сб. стихов – Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1985. – 184 с.
  2. Тобольский И.Г. Линия огня: Стихи и поэмы. – Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1988. – 264 с.
  3. Голодяевская Л.М. Память сердца… И всем, кого люблю. Сб. стихов. – Самара: ООО «Культурная инициатива», 2006, 116 с.
  4. Калиниченко В.Г. Фонограмма сердца: Стихотворения. – М.: Советский писатель, 1990. – 176с.
  5. Кривоболоцкий В., Поликанина В. Поэма «Память». – Минск: ИП «Логвинов», 2009. 45 с.
  6. Разин В. А помнишь?.. Сб. стихов. – Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1992. – 58 с.
  7. Родина А. В. Тише, ветры, Женщина идёт…: лирические стихотворения, поэмы. – Саратов, Регион. Приволжск. изд-во «Детская книга», 2003
  8. Родина А.В. Я Память протрубить хочу. Лит. -худож. издание. Избранное. – Саратов, 2009. – 58 с.
  9. Тимощенко Л.Н. Дети и война. Документальное повествование. – Даугавпилс, 1999.